Среда, 23 Октября 2019, 22:56
ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость· · ·
Меню сайта
Подросткам

Десятилетие детства

 Каталог статей
Главная » Статьи » Научные статьи » Научные статьи педагогов

Верменко Г.Е., учитель биологии и экологии
Для того чтобы расширить представления и знания лангепасских мальчишек и девчонок об окружающем мире, о природе, человеке и их взаимодействиях на базе летнего пришкольного лагеря Лангепасского городского муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5» «Дружба» последние годы работает научно- исследовательский экологический отряд «ЭКО+». Безусловно, ребята были знакомы с природой нашего края не только по школьным учебникам, но и из личного общения с ней: совершая маленькие и большие путешествия вдоль берегов рек, бывая в лесу и на нефтяных промыслах, посещая северные города и поселки. Тем не менее, им было предложено по-новому взглянуть на окружающий мир, а точнее, на экологические особенности города Лангепаса и его окрестностей, выполняя исследовательские работы во время учебно-полевой практики и летнего отдыха.
Исследовательский подход к изучению экологии не случаен. Привести в порядок знания и поступки, чтобы не разрушить природу - такова сегодня главная задача всего человечества. В условиях природных катаклизмов, которые уже давно приобрели планетарный характер, перед людьми встала необходимость изменения своего отношения к природе. Летняя полевая практика способствует активному усвоению и закреплению школьниками знаний теоретического курса, полученных во время уроков экологии, биологии, географии, химии. Кроме того, участие в практической деятельности по исследованию родного края помогает ребятам лучше узнать природу, быстрее осознать себя ее неотъемлемой частью.
Цель программы исследовательской деятельности экологического отряда «ЭКО+», разработанной мной - приобретение школьниками навыков научного анализа явлений природы, осмысление рационального взаимодействия человека и окружающей среды, осознание значимости практической помощи человека природе.
Основной принцип организации деятельности отряда «ЭКО+» - ответ на вопрос: «Что хотят дети?» На этот вопрос старались отвечать ежедневно. Интересы у ребят разносторонние: «Хотим, чтобы было весело! Хотим активно проявлять себя! Хотим, чтобы нас признали лидерами! Хотим много, много радости и солнечных дней!» Например, Диана Асаинова считает: «Я хочу приобрести много надежных и верных друзей», а Дубко Катя отмечает: «Хочу сочетать науку с активным отдыхом».
Главное во всем этом хоре голосов – искреннее желание, чтобы было интересно. А интересно – это значит узнавать что-то новое каждый день на занятиях, в достижениях, в чувствах. Участники отряда проводили физико-химический анализ воды местной реки, моделировали экологические ситуации, осваивали картографирование, составляли план исследования почвы города, строили таблицы, схемы, диаграммы, учились работать на новом оборудовании. Капитанюк Светлана проявила интерес к химическому анализу: «Когда нам показали лабораторию, мне очень захотелось немедленно заниматься экологией с точки зрения химии». «А мне хотелось взять эти приборы в руки и начать работу по изучению мира животных», - делится впечатлениями Ксения Масюкевич. Некоторые ребята желали, чтобы было необычно. Необычно – это то, чего бывает не каждый день. Не каждый день раньше могли выходить на экскурсии в природу. Теперь же наша дружная команда проводила исследования в области экологии растений, беспозвоночных животных, и изучала состояние почвы. Объектом нашего внимания стали три ключевых участка лесопарковой зоны в окрестностях города и протоки Каюковской.
Работа по подготовке экспедиций началась задолго до каникул. Мы готовили снаряжение, приборы, инструменты, необходимые для изысканий, подбирали справочную и методическую литературу. В школьной мастерской десятиклассниками вместе с учителями труда были изготовлены гербарные прессы, ботанические папки, сачки для сбора насекомых и многое другое.
Самым необычным днем для Саши Кочеткова стал день поездки в Нижневартовск.
«Мне кажется, самый лучший день в отряде «ЭКО+» был тогда, когда мы ездили в Нижневартовское лесничество «Бурундучок». Поездка эта была классная! Мы пели песни, веселились и просто радовались жизни. А в «Бурундучке» увидели много интересных природных экспонатов, незабываемый экскурсовод доступно рассказал о происхождении музейных предметов». «А для меня были важны встречи с интересными людьми», - рассказывает Гафаров Артем. В один из дней к нам в лагерь приезжала аспирант Югорского университета Касаткина Лилия Кашафовна, которая провела для нас мастер- класс по лихеноиндикации и рассказала о детях, которые живут в странах Карибского моря и занимаются экологией. «Но самым необычным было то, что старшеклассники школы № 5 дали нам мастер класс по химическому анализу и выполнили это со знанием дела», отметила она в конце своего визита.
Были высказаны пожелания и о том, чтобы к каждому пришел успех, чтобы каждому ребенку была предоставлена возможность реализовать себя в данный момент, а не когда он станет взрослым. Он обязательно должен чему-нибудь научиться, быть по достоинству оцененным. У многих ребят в отзывах о проделанной работе есть прекрасные слова о природе родного города. «Природа – жизнь! Берегите и храните ее! Приходите в лагерь «Дружба», и вы не пожалеете! Вы узнаете много нового и интересного, а встречи с природой помогут вам изменить свое отношение к окружающему миру. Он прекрасен!» - так рассказывает о своих впечатлениях Асаинова Диана.
Исследовательская деятельность потребовала от ребят немало времени и сил. Школьный кабинет экологии - биологии и лаборатория пригодились для обработки результатов изысканий. Ребята проводили анализ проб воды местных водоемов, определяли кислотность почвы, наличие в почве и в воде тяжелых металлов. Составляли видовое многообразие мира насекомых, взвешивали их биомассу, выполняли гербарии растений. На живом конкретном материале учащиеся получили представление о разнообразии растений, насекомых, почвы родного края. Старшеклассники, которые уже имеют опыт исследовательской деятельности, делились своими знаниями. И поверьте, всем было очень интересно на занятиях у этих ребят! Мы убедились в сложнейших взаимосвязях различных компонентов природной среды, оценили влияние человека на природу и дали рекомендации по недопущению и устранению негативных последствий в результате производственной деятельности человека.
Вся работа в отряде складывалась из отдельных целевых экскурсий, самостоятельного выполнения заданий, обработки собранных материалов и конференции, на которой ребята представляли результаты летней полевой практики.
Но не только исследовательской деятельностью занимались ребята. В свободное время дети отдыхали, играли в спортивные игры, викторины, шоу-программы, были на экскурсиях, катались на аттракционах, участвовали в конкурсах, диспутах, трудовых десантах. За период смены отрядом «ЭКО+» был убран и вывезен мусор из лесопарка, которого было собрано целых две грузовых машины!
В результате летней полевой практики были составлены карты-инструкции с описанием исследуемых территорий, собран коллекционный материал, создан дизайн-проект экопарка, оформлены результаты опытов, экологические дневники, отчеты.
В процессе такой деятельности выявились экологические проблемы, как локальные, так и региональные. А поскольку у ребят появилось чувство сопричастности к природной среде, то возник интерес к решению экологических проблем. «На мой взгляд, каждому человеку интересно познавать окружающий мир. Эти знания он получает и самостоятельно, и учится у других людей. И очень важно, чтобы эти другие люди научили его уважать природный дом. Не зная законов, по которым он живет, человек будет делать много ошибок по отношению к природе. И эти ошибки - угроза самой жизни на Земле. Этого допустить нельзя!», - рассуждает о значимости проведенного лета Асаинова Диана, участница отряда «ЭКО+».
Наш отряд работает и зимой. На основании собранного материала и информации мы выполняем экологические проекты, презентуем их на конференциях, конкурсах, проводим эколого – просветительскую работу.

Год 2013 – год охраны окружающей среды. Здорово, что в России весь год будут говорить о значимости природы. Мы надеемся, что программа оздоровления природной среды не является краткосрочной, и нацелена на долгие годы. Планы нашего экологического отряда - воспитание экологической культуры человека, и мы точно знаем, что начинать воспитание нужно как можно раньше. Лучшим же воспитателем является природа. Мы хотим с ней подружиться, и если будет необходимость помочь ей!
Категория: Научные статьи педагогов | Добавил: ЛЕА (02 Мая 2013)
Просмотров: 920 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск
Пришкольный лагерь

Сеть лагерей с дневным пребыванием детей и подростков на территории города Лангепаса
Погода
Профориентация
Профориентация

13 Марта 2019
Целевой прием
12 Марта 2019
День открытых дверей УрГАХУ
11 Марта 2019
День открытых дверей ТюмГУ
26 Января 2019
Всероссийские открытые уроки «ПроеКТОриЯ»
18 Января 2019
Межведомственная акция «Твоя профессия – твоё будущее»
РДШ
Молодёжь
Сборник детских и молодёжных общественных организаций г. Лангепаса
Олимпиада
Всероссийская олимпиада школьников
2018 год
ГТО
Мы помним!
Посетители

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Наш сайт адаптирован для просмотра в браузерах: Opera, Google Chrome и Mozilla Firefox.
Для просмотра флеш необходим Adobe Flash Player
Администратор сайта Elena
Яндекс.Метрика

Copyright ЛГ МАОУ "СОШ №5" © 2009-2019