Четверг, 24 Октября 2019, 00:03
ГлавнаяРегистрацияВход
Приветствую Вас, Гость· · ·
Меню сайта
Подросткам

Десятилетие детства

 Каталог статей
Главная » Статьи » Научные статьи » Научные статьи педагогов

Соловьева Н.А., учитель русского языка и илтературы
Разработка урока по теме:
Летопись - памятник древнерусской культуры.
«Песнь о Вещем Олеге» – поэтическая обработка А.С. Пушкиным летописного события.

В связи с переходом на Федеральные государственные стандарты встает вопрос об использовании технологий системно-деятельностного подхода, в частности, технологии смыслового (продуктивного) чтения.
Работа с текстом в примерных программах представлена в трех разделах:
- поиск информации и понимание прочитанного;
- преобразование и интерпретация информации;
- оценка информации.
Исходя из этого, выделяют следующие критерии полноты и понимания текста, которыми должен руководствоваться учитель:
- общая ориентация в тексте;
- нахождение информации;
- интерпретация текста;
- рефлексия на содержание текста;
- рефлексия на форму текста.
По степени проникновения в содержание текста и в зависимости от коммуникативных потребностей выделяют чтение поисково-просмотровое, ознакомительное и изучающее (смысловое). Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
То есть смысловое чтение – это чтение, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста (т.е. недостаточно прочитать текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание).
Помимо этого, стратегии смыслового чтения базируются на приёмах современных образовательных технологий, таких как: технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология проектной деятельности, модульная технология и кейс-технология.
Рассмотрим стратегии смыслового чтения на примере урока литературы по теме: «Летопись – памятник древнерусской культуры. «Песнь о Вещем Олеге» – поэтическая обработка А.С. Пушкиным летописного рассказа», используя приёмы из технологии развития критического мышления «Мозговой штурм», "Таблица-ЗХУ" (знаю - хочу узнать -узнал).
Ход урока:
-Мы многое уже знаем о своей огромной и удивительной стране, но впереди нас ждёт ещё много открытий. И сегодня мы снова будем говорить о культурном богатстве России. На предыдущих уроках мы изучали письменную литературу Древней Руси, в частности «Повесть временных лет». И читали балладу «Песнь о вещем Олеге», написанную А.С. Пушкиным.
-Давайте вспомним, как возникла баллада «Песнь о вещем Олеге». (Пушкина поразила легенда о предсказании кудесника киевскому князю Олегу, победителю хазар и Византийской империи, овладевшему столицей империи Константинополем (русские называли его Царьградом) и в знак победы на воротах прибившим свой щит. Об этом великом воине – победителе и поведал нам А.С. Пушкин в «Песне о вещем Олеге».
-Как связаны между собой эти произведения? (На событии, описанном в «Повести временных лет» А.С. Пушкин создал своё произведение в стихотворной форме).
-Перед вами лежат два этих текста.
-Обратите внимание ещё раз на тему урока. И давайте определим, что вы знаете по этому поводу.

I. Стадия вызова. Парная мозговая атака
Учащиеся (по парам) составляют список того, что они знают или думают, что знают, по теме (5 минут). Парная мозговая атака помогает учащимся, которым трудно высказывать свое мнение перед большой аудиторией.

Примерно должно получиться следующее.
Древнерусская литература – литература, появившаяся на Руси с принятием христианства в 988 году. Сначала тексты были на старославянском языке, а затем начала пополняться и древнерусскими сочинениями.
Летопись – произведение древнерусской литературы, состоящее из последовательного описания исторических событий.
Баллада – это сюжетное стихотворение, в основе которого лежит необычный случай, историческое, трагическое или фантастическое, таинственное событие.

II. Стадия осмысления. Заполнение таблицы
Учащимся предлагается составить в тетради таблицу с колонками: Знаю – хочу узнать – узнал(а). "Таблица-ЗХУ"
В колонку «Знаю» вносят сведения, известные по этой теме (результат обсуждения в паре).
В колонку «Хочу узнать» предлагается внести спорные идеи и вопросы. Затем учащиеся перечитывают тексты (один текст заранее распечатан в нужном количестве экземпляров, другой – в учебнике), пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы.
"Таблица-ЗХУ" (результаты оформляются в виде таблицы из трех столбцов).
Знаю
-Что такое древнерусская литература.
-Что такое летопись.
-Что такое баллада.

Хочу знать
- Что общего между жанрами летописи и баллады и чем они отличаются друг от друга?
-Чем различается характер повествования в летописи и балладе Пушкина?
-Каким нарисован образ Олега в летописи и в стихотворении Пушкина?

Узнал(а)
Общее: произведения обоих жанров основаны на историческом событии, один сюжет.
Различия: летопись – прозаическое произведение, баллада – поэтическое, активно использующее средства художественной выразительности. Цель баллады, в отличие от летописи, не только сообщить о событии, но и создать определенный образ, повлиять на читательское отношение к герою

- В балладе художественное воплощение событий более ярко и выразительно (в тексте много эпитетов, метафор, олицетворений), потому что автор баллады не только сообщает о событии, но и стремится создать у читателя определенный образ, выразить свое отношение к герою.
В летописи автор – беспристрастный фиксатор фактов
-Пушкин рассказывает об Олеге как о былинном богатыре. Он более человечен, у него сильное выражение эмоций. Перед нами предстаёт образ не только могучего воина и правителя, но и человека со своими слабостями и недостатками.
В летописи образ Олега более обобщён. В нём мало индивидуальных черт. Летописный Олег мало переживает разлуку с конем, его тревожит только исполнение предсказания. И увидеть кости коня он хочет, чтобы убедиться, что предсказание оказалось неверным. Сюжет очень краток.

III. Стадия рефлексии. Дальнейшее целеполагание
Составить синквейн (князь Олег)
1. Кто? Что? (одно существительное)
2. Какой? (два прилагательных)
3. Что делает? (три глагола)
4. Что автор думает о теме? (фраза из 4х слов)
5. Кто? Что? (новое звучание темы, одно существительное)


Примерно может получиться следующее:
Князь Олег
Воинственный, легендарный
Убил, объединил, заключил
Первый Великий Киевский князь.
Вещий

Тексты для учащихся
Летопись временных лет
«И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и вспомнил Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: „От чего я умру?“ И сказал ему один кудесник: „Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!“ Запали слова эти в душу Олегу, и сказал он: „Никогда не сяду на него и не увижу его больше“. И повелел кормить его и не водить его к нему, и прожил несколько лет, не видя его, пока не пошел на греков. А когда вернулся в Киев и прошло четыре года, — на пятый год помянул он своего коня, от которого когда-то волхвы предсказали ему смерть. И призвал он старейшину конюхов и сказал: „Где конь мой, которого приказал я кормить и беречь?“ Тот же ответил: „Умер“. Олег же посмеялся и укорил того кудесника, сказав: „Не право говорят волхвы, но все то ложь: конь умер, а я жив“. И приказал оседлать себе коня: „Да увижу кости его“. И приехал на то место, где лежали его голые кости и череп голый, слез с коня, посмеялся и сказал: „От этого ли черепа смерть мне принять?“ И ступил он ногою на череп, и выползла из черепа змея, и ужалила его в ногу. И от того разболелся и умер он. Оплакивали его все люди плачем великим, и понесли его, и хоронили на горе, называемою Щековица; есть же могила его и доныне, слывет могилой Олеговой. И было всех лет княжения его тридцать и три».

Песнь о вещем Олеге
Как ныне сбирается вещий Олег
Отмстить неразумным хозарам,
Их селы и нивы за буйный набег
Обрек он мечам и пожарам;
С дружиной своей, в цареградской броне,
Князь по полю едет на верном коне.

Из темного леса навстречу ему
Идет вдохновенный кудесник,
Покорный Перуну старик одному,
Заветов грядущего вестник,
В мольбах и гаданьях проведший весь век.
И к мудрому старцу подъехал Олег.

«Скажи мне, кудесник, любимец богов,
Что сбудется в жизни со мною?
И скоро ль, на радость соседей-врагов,
Могильной засыплюсь землею?
Открой мне всю правду, не бойся меня:
В награду любого возьмешь ты коня».

«Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен.
Грядущие годы таятся во мгле;
Но вижу твой жребий на светлом челе.
Запомни же ныне ты слово мое:
Воителю слава — отрада;
Победой прославлено имя твое;
Твой щит на вратах Цареграда;
И волны и суша покорны тебе;
Завидует недруг столь дивной судьбе.

И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы...
Под грозной броней ты не ведаешь ран;
Незримый хранитель могущему дан.

Твой конь не боится опасных трудов;
Он, чуя господскую волю,
То смирный стоит под стрелами врагов,
То мчится по бранному полю.
И холод и сеча ему ничего...
Но примешь ты смерть от коня своего».

Олег усмехнулся — однако чело
И взор омрачилися думой.
В молчаньи, рукой опершись на седло,
С коня он слезает, угрюмый;
И верного друга прощальной рукой
И гладит и треплет по шее крутой.

«Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время;
Теперь отдыхай! уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя.
Прощай, утешайся — да помни меня.
Вы, отроки-други, возьмите коня,

Покройте попоной, мохнатым ковром;
В мой луг под уздцы отведите;
Купайте; кормите отборным зерном;
Водой ключевою поите».
И отроки тотчас с конем отошли,
А князю другого коня подвели.

Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег
Над славной главою кургана...
Они поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они...

«А где мой товарищ? — промолвил Олег, —
Скажите, где конь мой ретивый?
Здоров ли? все так же ль лего́к его бег?
Все тот же ль он бурный, игривый?»
И внемлет ответу: на холме крутом
Давно уж почил непробудным он сном.

Могучий Олег головою поник
И думает: «Что же гаданье?
Кудесник, ты лживый, безумный старик!
Презреть бы твое предсказанье!
Мой конь и доныне носил бы меня».
И хочет увидеть он кости коня.

Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят — на холме, у брега Днепра,
Лежат благородные кости;
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.

Князь тихо на череп коня наступил
И молвил: «Спи, друг одинокой!
Твой старый хозяин тебя пережил:
На тризне, уже недалекой,
Не ты под секирой ковыль обагришь
И жаркою кровью мой прах напоишь!

Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!»
Из мертвой главы гробовая змия,
Шипя, между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.

Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевной Олега;
Князь Игорь и Ольга на холме сидят;
Дружина пирует у брега;
Бойцы поминают минувшие дни
И битвы, где вместе рубились они.
Категория: Научные статьи педагогов | Добавил: ЛЕА (09 Апреля 2014)
Просмотров: 2559 | Рейтинг: 4.5/2
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Поиск
Пришкольный лагерь

Сеть лагерей с дневным пребыванием детей и подростков на территории города Лангепаса
Погода
Профориентация
Профориентация

13 Марта 2019
Целевой прием
12 Марта 2019
День открытых дверей УрГАХУ
11 Марта 2019
День открытых дверей ТюмГУ
26 Января 2019
Всероссийские открытые уроки «ПроеКТОриЯ»
18 Января 2019
Межведомственная акция «Твоя профессия – твоё будущее»
РДШ
Молодёжь
Сборник детских и молодёжных общественных организаций г. Лангепаса
Олимпиада
Всероссийская олимпиада школьников
2018 год
ГТО
Мы помним!
Посетители

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Наш сайт адаптирован для просмотра в браузерах: Opera, Google Chrome и Mozilla Firefox.
Для просмотра флеш необходим Adobe Flash Player
Администратор сайта Elena
Яндекс.Метрика

Copyright ЛГ МАОУ "СОШ №5" © 2009-2019